Первая серьезная попытка перенести трагичную историю рукотворного чудовища на большие экраны
Режиссер: Дж. Сирл Доули
Сценарий: Дж. Сирл Доули
Продюсер: Томас А. Эдисон
Оператор: Джеймс Уайт
Композитор: Дональд Сосин
В ролях:
Элизабет — Мэри Фуллер
Чудовище — Чарльз Огл
Виктор Франкенштейн — Огастес Филлипс
Премьера в мире: 18 марта 1910 г.
Страна: США
При упоминании экранизации бессмертного романа Мэри Шелли первым на ум приходит мертвенный взгляд загримированного Бориса Карлоффа, который медленно идет к камере. Причем, даже во время премьеры в 1931 году, многие считали этот фильм первой экранизацией классики, ведь лента с самой первой попыткой воплотить чудовище Франкенштейна на экране была потеряна. От нее остались лишь описание в каталоге фильмов и фотография Огла в гриме. Фильм найдут случайно, когда кто-то продаст американскому коллекционеру Алоизу Детлаффаму в 1950-х годах заветную бобину.
Поблагодарим же случай, что находятся хоть какие-то утерянные фильмы времен зари кинематографа, когда одни ленты сжигали по решению суда, другие по прихоти автора, а третьи просто терялись, ведь никто им особого значение не придавал. Теперь каждый может насладиться самой первой попыткой визуализировать историю чудовища, которая трогала души многих читателей почти век к моменту премьеры.
И тут я использовал слово «трогала», а не «пугала», ведь, начиная с экранизации 1931 года, история Франкенштейна и его несчастного чудовища воспринимается достопочтенной публикой исключительно как ужастик, хотя если мы возьмем в руки книгу, то увидим, насколько эта история сложная, эмоциональная и многогранная.
И первым при просмотре фильма подмечаешь, что хоть режиссёр сразу предупреждает, что его экранизация — это вольный пересказ романа, что характерно и для экранизации 1931 года, Доули не пошел по пути ужасов и сохранил поучительную составляющую оригинала, пусть и значительно изменив детали.
Радует то, что Доули сократил количество титров до минимума. Они лишь уточняют, где происходят действия, но ни одной реплики персонажей читать не придётся. Всё — в игре.
Отдельно хочется похвалить сцену рождения чудовища. После экранизации 1931 года история с сшиванием кусков трупов и оживления их с помощью электричества стали уже частью каноничного представления публики о чудовище Франкенштейна, хотя в романе не уточняется, как именно Виктор создал свое злополучное дитя. Мы знаем лишь, что он открыл некий секрет жизни. И Виктор Доули не сшивает мертвые куски плоти, он сливает вместе некие химикаты, а после даёт таинственным химическим силам творить свое дело. И сцена эта врезается в память. Использование реверса — гениальнейшее решение. Чудовище будто материализуется из воздуха, и это завораживает.
Стоит отметить, что в те времена актёры сами наносили себе грим, потому внешний облик чудовища — это заслуга Чарльза Огла, который выдумал и воплотил этот образ самостоятельно.
Естественно, втиснуть 300 страниц в 13 минут невозможно. Потому мы получаем некий пересказ романа. Однако он ощущается как полноценная и законченная история. Нет ощущения разорванности повествования, как это было с Дюной Линча. Конечно, перед просмотром стоит ознакомиться с сюжетом романа, чтобы отчетливее понимать, чего требует чудовище от своего создателя, но, как мне кажется, и без этого всё вполне понятно.
Да и финал у Доули получился совсем далеким от оригинала, зато близким к Стивенсону. И тут нужно отметить зеркало, которое сначала я похвалил за то, что оно создает более глубокий кадр и ощущение пространства. Однако ему была отведена ключевая роль в истории, ведь именно оно раскроет, что чудовище все это время жило внутри Виктора. Такой финал заставляет вспомнить Чёрного человека Есенина.
Давайте же подытожим: фильм смотрится хорошо. В тринадцать минут Доули удалось вместить саму суть истории, сдобрив её отличными визуальными решениями, а вишенкой на этом торте он сделал куда более оптимистичный и философский финал истории. Не пожалейте десятка минут и оцените эту ленту вековой давности.